http://www.youtube.com/user/jinrtv
Конференция «Наука. Философия. Религия», которая традиционно проходит в Дубне, в 2015 году была посвящена теме « Развитие творческого потенциала человека и общества в 21 веке». Ученые, философы и богословы – у них различные взгляды, подходы к обсуждаемым проблемам, но всех участников конференции объединяет реальность, которая нас окружает. «Именно в этой реальности мы находим общие принципы, которые позволяют нам определиться, сфокусировать наше внимание на той или иной теме», — говорит доктор философских наук Андрей Павленко, руководитель научно-исследовательской группы «Онтология» Института философии РАН. А вот, что думает о том, что такое творческий потенциал, заслуженный профессор Московской духовной академии и семинарии, доктор богословия, академик РАЕН Алексей Осипов
Алексей Осипов, заслуженный профессор Московской духовной академии и семинарии: «Часто мы пользуемся понятиями, как само собой разумеющимися, а на самом деле не придаем значения их содержанию. Если говорить о творческом потенциале – что это есть в человеке? То, что он, может быть, и не использовал, а может использовать. Сейчас мне очень понравился доклад Константина Колина (главного научного сотрудника Института проблем информатики РАН, доклад «Вызовы 21 века и стратегические приоритеты использования интеллектуального потенциала России»). Он цитировал одного автора, сказавшего очень разумные слова о том, что наше поведение, и, следовательно, все наше творчество, всю нашу деятельность определяет, прежде всего, подсознание, а не сознание. Это требует, конечно, объяснения. Я бы объяснил это таким образом, что подсознание — духовное состояние человека — формируется самим человеком, его отношением к тем импульсам добра или зла, которые возникают в его сознании. Он постоянно выбирает. Ориентация человека в выборе между добром и злом — не только в делах, но и в словах, в мыслях, в чувствах, в желаниях, в намерениях, в целях. Этот внутренний мир формирует дух человека, это формирует то, что можно назвать и подсознанием. Этот потенциал, в конечном счете, определяет само сознание, всю его деятельность, во всем многообразии направлений. И вот творческий потенциал как раз определяется состоянием и содержанием духа человека».
Что касается духовных оснований научного творчества, то профессор Виктор Первушин в своем докладе дал характеристику научным результатам академика Дмитрия Блохинцева, первого директора ОИЯИ, директора Лаборатории теоретической физики, который сформулировал собственную трактовку квантовой механики.
Виктор Первушин, советник дирекции Лаборатории теоретической физики ОИЯИ: «В первую очередь надо было показать, что он понимал под творчеством. В 30-х – 40-х годах не было экспериментов, но были определенные трактовки квантовой механики, которые помогали делать оценку «на пальцах», предсказывать результаты. Что будет, если их применить к современным экспериментам? Оказывается, они совпадают, как в детективном романе. Получилась общая картина. Можно сказать стихами самого Блохинцева: «Никто на свете не разбудит души ушедшей на покой, но на Земле тебе чужой твои скитаться песни будут». Так вот, я сказал, как будут скитаться его песни».
На конференции говорили о вкладе Объединенного института ядерных исследований в науку о строении вещества. Ученые изучают материальный мир, все больше узнают, из каких «кирпичиков» построена материя. Где здесь точки соприкосновения с духовным миром?
Алексей Осипов, заслуженный профессор Московской духовной академии и семинарии: «Чем глубже мы проникаем в этот материальный мир, тем более поражаемся потрясающей целесообразностью и удивительной гармонией, которая существует даже в том, что касается праха земного – не имеет ни сознания, ни воли, ни мысли — это материя. И в этой материи видим просто гениальную, невозможно выразить какую, разумность. Что это и откуда — даже в мельчайших частицах? Наука еще раз и с очень большой силой свидетельствует о каком-то разумном источнике всего того, что существует».
Все конференции носили творческий характер, — подчеркивают организаторы этих встреч в Дубне. На этот раз рассматривались проблемы творчества в фокусе глобальных вызовов 21 века, прикладные и социальные аспекты творчества.
Андрей Павленко, руководитель научно-исследовательской группы «Онтология» Института философии РАН: «Я уже принимаю участие в 7-й или 8-й конференции, у меня уже накопился опыт, поэтому я могу сказать, что другого такого мероприятия в Росси я просто не знаю – в таком формате, в таком масштабе собираются ученые, философы, богословы, причем на высоком уровне. Это по-своему культурное событие в России».
В материалах конференции не первый раз будет отражена проблема современности, связанная с научно-техническим прогрессом. Перед лицом такого «монстра» идет процесс сужения человека как такового – вот, что сегодня особенно беспокоит богословов. Ведь компьютер по своей мощности, скорости, глубине информации – по своим процессам — превосходит человеческие способности. «Все больше человек замещается машиной, и само сознание человека все более и более машинизируется. Это одна из проблем, которую стоит поднимать и философам, и ученым, и богословам — куда мы идем», — подчеркнул Алексей Осипов.
Алексей Осипов, заслуженный профессор Московской духовной академии и семинарии: «Вторая проблема, которая должна нас интересовать, это проблема свободы творчества. С одной стороны — кажется, что демократические государства рекламируют полную свободу. Но с другой стороны — мы находимся в такой атмосфере, когда наше сознание все больше порабощается неким устойчивым трафаретом. Человек начинает мыслить однозначно, с каким-то общим направлением сознания. И это направление сознания вызывает очень большие вопросы. Обращает на себя не меньшее внимание характер творчества. Все меньшее обращение к той основной характеристике человека, к тому свойству человека, которое связано с его совестью, его нравственностью, с его духовностью. Творчество, как бы, не касается этих проблем. Оно вне этих категорий – что хочу, то и творю».
Проблема свободы творчества в настоящее время приобретает особенно актуальное значение. Где границы этой свободы, где моральные и духовные основы творчества. Можно творить добро, а можно – зло. Творчество без границ, не имеющее никаких пределов — это одна из самых серьезнейших проблем, Все говорят о творчестве в том смысле – что человек сделал, что организовал во внешней жизни. А ведь главнейший вопрос – как он организует самого себя. Каким будет источник, такова будет и вся внешняя деятельность.
Алексей Осипов, заслуженный профессор Московской духовной академии и семинарии: «Есть замечательная формула — дух творит себе и соответствующие формы. В зависимости от того, каков его дух, будут проистекать и все виды его деятельности во всех направлениях – в политическом, философском, научном, экономическом. Основная проблема творчества – это проблема становления, если хотите – творение человеком самого человека, самотворение. С богословской точки зрения подразумевается творение человека не только Богом, но и самим человеком».
Неизменный интерес вызывает конференция «Наука. Философия. Религия», потому что темы её всегда актуальны. Развитие творческого потенциала касается каждого человека. Глубокий смысл этого понятия объясняют ученые и богословы, они обращают внимание на то, чему в суете повседневности обычно не придается значения, но о чем стоит серьезно задуматься.
Научно-информационный отдел ОИЯИ, 2015
Редактор портала: Инна ОРЛОВА
Видеограф: Евгений ГОРЯЧКИН