Алексей Ильич Осипов: Творческий потенциал определяется состоянием духа человека. 18-я конференция «Наука. Философия. Религия».

You need to install or upgrade Flash Player to view this content, install or upgrade by clicking here.

http://www.youtube.com/user/jinrtv

Конференция «Наука. Философия. Религия», которая традиционно проходит в Дубне, в 2015 году была посвящена теме « Развитие творческого потенциала человека и общества в 21 веке». Ученые, философы и богословы – у них различные взгляды,  подходы к обсуждаемым проблемам, но всех участников конференции объединяет реальность, которая  нас окружает. «Именно в этой реальности мы находим  общие принципы,  которые позволяют нам определиться, сфокусировать наше внимание на той или иной теме»,  — говорит доктор философских наук Андрей Павленко, руководитель научно-исследовательской группы «Онтология» Института философии РАН. А  вот, что думает о том, что такое творческий потенциал, заслуженный профессор Московской духовной академии и семинарии, доктор богословия, академик РАЕН Алексей Осипов

Алексей Осипов, заслуженный профессор Московской духовной академии и семинарии: «Часто мы пользуемся понятиями, как само собой разумеющимися, а на самом деле не придаем значения их содержанию. Если говорить о творческом потенциале – что это есть в человеке?  То, что он, может быть, и не использовал, а может использовать.  Сейчас мне очень понравился доклад Константина Колина (главного научного сотрудника  Института проблем информатики  РАН,  доклад «Вызовы 21 века и стратегические приоритеты использования интеллектуального потенциала России»). Он цитировал  одного автора,  сказавшего очень разумные слова о том, что наше поведение, и, следовательно, все наше творчество, всю нашу деятельность определяет, прежде всего, подсознание, а не сознание. Это требует, конечно, объяснения. Я бы объяснил это таким образом, что подсознание —  духовное состояние человека — формируется самим человеком,  его отношением  к тем импульсам добра или зла, которые возникают в его сознании.  Он постоянно выбирает.  Ориентация  человека в выборе между добром и злом — не только в делах, но и в словах, в мыслях, в чувствах,  в желаниях, в намерениях, в целях. Этот внутренний мир формирует дух человека, это формирует то,  что можно назвать и подсознанием. Этот потенциал, в конечном счете,  определяет само сознание, всю его деятельность, во всем многообразии направлений. И вот творческий потенциал  как раз определяется состоянием и содержанием духа человека».

Что касается  духовных  оснований научного творчества, то профессор Виктор Первушин в своем докладе дал характеристику научным результатам академика Дмитрия Блохинцева, первого директора ОИЯИ, директора Лаборатории теоретической физики, который сформулировал  собственную трактовку квантовой механики.

Виктор Первушин,  советник дирекции Лаборатории  теоретической физики ОИЯИ: «В первую очередь надо было показать, что он понимал  под творчеством.  В 30-х – 40-х годах не было экспериментов, но были определенные трактовки квантовой механики, которые помогали делать оценку «на пальцах», предсказывать результаты. Что будет, если их применить к современным  экспериментам? Оказывается, они совпадают, как в детективном романе. Получилась общая картина. Можно сказать стихами самого Блохинцева: «Никто на свете не разбудит  души ушедшей на покой,  но на Земле тебе чужой твои скитаться песни будут». Так вот, я сказал, как будут скитаться его песни».

На конференции говорили о вкладе Объединенного института ядерных исследований  в науку о строении вещества. Ученые изучают материальный мир, все больше узнают, из каких «кирпичиков» построена материя. Где здесь точки соприкосновения с духовным миром?

Алексей Осипов, заслуженный профессор Московской духовной академии и семинарии: «Чем глубже мы проникаем в этот материальный мир, тем более поражаемся потрясающей целесообразностью и удивительной гармонией, которая существует  даже в том, что касается праха земного – не имеет ни сознания, ни воли, ни мысли — это материя. И в этой материи видим  просто гениальную, невозможно выразить  какую, разумность. Что это и откуда — даже в мельчайших частицах? Наука еще раз и с очень большой силой свидетельствует о каком-то разумном источнике всего того, что существует».

Все конференции носили творческий характер, — подчеркивают организаторы этих встреч в Дубне. На этот раз рассматривались проблемы творчества  в фокусе глобальных вызовов 21 века,  прикладные и социальные  аспекты творчества.

Андрей Павленко, руководитель научно-исследовательской группы «Онтология» Института философии РАН: «Я уже принимаю участие в 7-й или 8-й конференции, у меня уже накопился опыт,  поэтому я могу сказать, что другого такого мероприятия в Росси я просто не знаю – в таком формате, в  таком масштабе собираются  ученые, философы, богословы, причем на высоком уровне. Это  по-своему культурное событие в России».

В материалах конференции не первый раз будет отражена проблема современности, связанная с  научно-техническим прогрессом. Перед лицом такого «монстра»  идет процесс сужения человека как такового – вот, что сегодня особенно беспокоит богословов. Ведь компьютер по своей мощности, скорости, глубине информации – по своим процессам —   превосходит человеческие способности.  «Все больше человек  замещается машиной, и само сознание  человека все более и более машинизируется. Это одна из проблем, которую стоит поднимать и философам, и ученым, и богословам —  куда мы идем»,  — подчеркнул Алексей Осипов.

Алексей Осипов, заслуженный профессор Московской духовной академии и семинарии: «Вторая проблема, которая должна нас интересовать, это проблема свободы творчества. С одной стороны —   кажется, что демократические государства  рекламируют полную свободу. Но с другой стороны —  мы находимся  в такой атмосфере, когда наше сознание все больше порабощается неким устойчивым трафаретом. Человек начинает мыслить однозначно, с каким-то общим направлением сознания. И это направление сознания вызывает очень большие вопросы. Обращает на себя не меньшее внимание характер творчества. Все меньшее обращение к той основной  характеристике человека, к тому свойству человека, которое связано с его совестью, его нравственностью, с его духовностью. Творчество, как бы, не касается этих проблем. Оно вне этих категорий – что хочу, то и творю».

Проблема свободы творчества  в настоящее время приобретает  особенно актуальное значение.  Где границы этой свободы, где моральные и духовные основы творчества. Можно творить добро, а можно – зло. Творчество без границ, не имеющее никаких пределов —  это одна из самых серьезнейших проблем,  Все говорят о творчестве в том смысле – что человек сделал, что организовал во внешней жизни. А ведь главнейший вопрос – как он организует самого себя. Каким будет источник, такова будет и вся внешняя деятельность.

Алексей Осипов, заслуженный профессор Московской духовной академии и семинарии: «Есть замечательная формула  — дух творит себе  и соответствующие формы. В зависимости от того, каков его дух, будут проистекать и все виды его деятельности во всех направлениях – в политическом,  философском,  научном, экономическом.  Основная проблема творчества – это проблема становления, если хотите – творение человеком самого человека, самотворение. С богословской точки зрения подразумевается творение человека не только Богом, но и самим человеком».

Неизменный интерес вызывает конференция «Наука. Философия. Религия», потому что темы её всегда актуальны. Развитие творческого потенциала касается каждого человека.  Глубокий смысл этого понятия  объясняют ученые и богословы, они обращают внимание на то, чему  в суете повседневности обычно не придается значения,  но о чем стоит серьезно задуматься.

Научно-информационный отдел ОИЯИ, 2015

Редактор портала: Инна ОРЛОВА

Видеограф: Евгений ГОРЯЧКИН

http://www1.jinr.ru/News/Jinrnews_rus.html

http://wwwinfo.jinr.ru/jinrmag